Автомобилей становиться все больше, а воздух вокруг них все грязнее. Поэтому проблема сохранения чистого воздуха в салоне автомобиля является актуальной. Особенно остро ощущается нехватка чистого воздуха при движении за грузовыми автомобилями, в тоннеле, нахождении в «пробке».

Система контроля качества воздуха
В 1998 году компания Volvo предложила систему контроля качества воздуха (Interior Air Quality System, IAQS), усовершенствованную версию которой использует на своих автомобилях в настоящее время. Аналогичную систему, но уже без столь эффектного названия, применяют компании BMW, Citroen, Ford, Mercedes-Benz, Renault, Volkswagen.

Система контроля качества воздуха обеспечивает оптимальный микроклимат и качество воздуха в салоне автомобиля за счет его тонкой очистки и автоматической рециркуляции. По своей сути система IAQS является функциональным расширением автомобильной системы климат-контроля.

Тонкую очистку воздуха в салоне осуществляет салонный фильтр с активированным углем, поглощающий вредные газы, неприятные запахи, пыльцу растений, микрочастицы грязи. Но возможности фильтра не безграничны. При высокой концентрации вредных веществ в забортном воздухе система автоматически переключает приточную вентиляцию воздуха в салоне на его рециркуляцию (внутреннюю циркуляцию салонного воздуха с его очисткой).

Конструктивно система контроля качества воздуха представляет собой типовую электронную систему управления и включает датчик качества воздуха, блок управления, привод заслонки рециркуляции.

Датчик качества воздуха (air quality sensor) фиксирует наличие в окружающем воздухе вредных веществ. Он расположен в районе воздухозаборника. Принцип действия датчика построен на изменении электрических свойств отдельных материалов (оксид вольфрама, оксид олова) при контакте с вредными газами.

Различают окислительные и восстановительные вредные газы. К окислительным газам относятся оксид углерода, пары бензина, углеводороды, продукты неполного сгорания топлива. Восстановительные газы представлены оксидом азота. При соприкосновении с окислительными газами сопротивление датчика качества воздуха уменьшается, с восстановительными газами — увеличивается.

Сигналы датчика воспринимает электронный блок управления. Система не имеет собственного блока, а использует блок управления системы климат-контроля. Алгоритм работы блока распознает загрязнение воздуха при одновременном присутствии в нем окислительных и восстановительных газов. При определенных условиях блок управления обеспечивает срабатывание электропривода заслонки рециркуляции, прекращая попадание вредных веществ в салон автомобиля.

Условиями перехода в режим рециркуляции являются:

превышение концентрации вредных веществ;
совместное включение стеклоочистителя и стеклоомывателя;
движение автомобиля задним ходом.
Различают частичную и полную рециркуляцию воздуха салона. Независимо от состояния забортного воздуха рециркуляция осуществляется определенное время (до 10 минут). Время рециркуляции определяется несколькими факторами: температурой наружного воздуха, использованием стеклоочистителя, работой системы кондиционирования. Это позволяет предотвратить запотевание стекол при рециркуляции.

В борьбе за чистый воздух в салоне автомобиля компания Volvo пошла еще дальше, предложив в дополнение к системе контроля качества воздуха систему автоматической вентиляции салона. Пакет носит название Clean Zone Interior Package (CZIP).

Автоматическая вентиляция салона осуществляется при разблокировке дверей пультом дистанционного управления. При этом из салона удаляются сильные запахи и выделения материалов, скопившиеся при стоянке автомобиля. Вентиляция производится в течение минуты или до момента открытия одной из дверей. Система особенно эффективна при удалении т.н. запаха нового автомобиля.

Работа системы построена так, что по мере рассеивания летучих веществ из материалов салона интенсивность вентиляции снижается. А спустя четыре года с начала эксплуатации автомобиля работа системы автоматической вентиляции салона вообще прекращается.